Геометризация храмов

14.05.2011 08:11 Администратор
Печать PDF

Современные исследования утверждают, что ни храм Луксор, ни храм Карнак не были сразу выстроены по какому-либо единому заданию архитектора. Это, в сущности, конгломерат отдельных архитектурных частей: то есть, ряд отдельных храмов, которые являются пристройками один к другому. Достаточно вспомнить то, что храм Карнак был совокупностью храмов, которые создавали фараоны ряда династий, потратив на это

несколько сотен лет.

 

Чтобы уяснить композиции этих памятников искусства, достаточно обратиться к разбору самого простого плана храмов Амона и Хонсу в Карнаке (это время Рамсеса III, примерно 1198-1167 года до нашей эры). Этот храм – это вытянутый прямоугольник. Порталом служат пилоны – это две массивные, симметрично расположенных у входа башни с плоской крышей и одной отвесной боковой гранью. Эти пилоны были сложены из горизонтально расположенных плит камня, они очень высокие и массивные. Об их пропорциях можно судить по большому пилону в Карнаке – длинной 113 метров, толщиной 15 метров, высотой 50 метров. Строгий геометризм конструкции пилона и его монументальность возрастали от располагавшихся перед ним гигантских статуй фараона. Здесь достаточно указать, что высота знаменитых колоссов Мемнона, расположенных возле ныне исчезнувшего поминального храма Аменхотепа III, достигала почти 20 метров. Увеличивали впечатление монументальности всего ансамбля и фланкировавшие вход обелиски. Об их масштабах можно судить по самым грандиозным обелискам Тутмоса III в Карнаке, а также по обелиску царицы Хатшепсут. Кстати, первый из них достигал высоты 37 метров, а вот второй был чуть ниже – 29 метров.

Чтобы понять эту железную симметрию, надо вспомнить и о деревянных шестах с вымпелами, которые прислонены к пилону с наружной стороны. В храме Карнак их было по восемь с каждой стороны входа. Следом за пилоном расположен продольно вытянутый открытый двор – он также обнесен колоннами с массивным архитравом. А как раз за этим двором расположен перекрытый гипостильный, зал. А вот в храме Амона есть узкое вытянутое помещение – это святилище Амона. К этому святилищу примыкали еще два: первое – богини Мут, второе – бога Хонсу. Причем, число этих геометризированных помещений, всегда варьировалось.

Кстати, вот именно гипостильный зал в этих храмах – самый значительный, так как это базиликальная постройка, которая идет вглубь, имея параллельные линии колонн – они образуют продольные корабли. Причем, число продольных нефов между колоннами – различно.

Обновлено 29.08.2011 06:55

Опрос

Храмы какого царства Вы бы посетили?





Популярное

Online

Сейчас 107 гостей онлайн