Принцип протяженности пространства

21.05.2011 09:02 Администратор
Печать

Процесс монументализации зодчества в Новом царстве – это не новшество для данного периода. Порой кажется, что отдельные элементы архитектуры вовсе не так уж и оригинальны. Согласитесь, обелиск известен со времени Древнего царства, да и колоссы повторяют композицию сидящих фигур – это также давно уже известно, что касается Древнего царства. Даже план не меняется – соотношение гипостильного зала и двора

так и образует букву Т. Тем не менее, такой вывод был бы совершенно неправильным.

 

Прежде всего, надо обратить внимание на все то, что есть, несомненно, принципиально новое, что отныне стало содержаться в этом стиле храмовой архитектуры, так как на самом деле появился совершенно иной контекст. Ведь именно его приобрели ранее известные элементы. Все то новое качество – это разрешение пространственной проблемы. Тем не менее, во многих храмах Нового царства дается новый, совершенно иной акцент пространства. Например, перемежающиеся дворы и гипостили – они уводят глаз все дальше и вглубь. А вот продольные линии колонн в гипостильных залах очень хорошо подчеркивают это ощущение протяженности.

Кстати, ведь совершенно не случайна в этом отношении аллея сфинксообразных овнов – та, что соединяла храм Луксор и храм Карнак. Ведь именно этим зодчий и хотел увеличить ощущение протяженности данного пространства. А вот в самом принципе этих пристроек – храмов к храмам и сказывалось искание пространства. Каждый фараон, который прибавлял к храму своего предшественника свой новый храм, словно специально пристраивал его, при этом строго выравнивая по продольной оси. Эта уловка подчеркивала принцип протяженности пространства, она также оптически вовлекала глаза все дальше и дальше – вглубь здания. Вся эта акцентировка пространства в храмовой архитектуре Нового царства сочеталась с абсолютно полным соблюдением гармонии массы.

 

Обновлено 29.08.2011 06:51