Архитектура Египта в конце III – в начале II тысячелетия до нашей эры

22.06.2011 08:16 Администратор
Печать

Как известно, уже с конца V династии наметился процесс распада централизованной деспотии Египта. Именно в то время земельная знать приобрела все большую самостоятельность, а сам Египет распался на множество областей, так называемых номов. Объединились эти области лишь в правлении XI-XII династий. Рос средний торговый слой горожан, политический центр переместился в Средний Египет, крупную роль начал играть город Фивы.

 

Территориальная раздробленность, отсутствие столь абсолютной единой регламентации, в условиях большей, чем в Древнем царстве, социальной дифференциации, привели в искусстве к поискам относительно индивидуального. Наметилась также локализация художественных школ. А на смену религиозно-догматическому характеру литературы пришла своеобразная такая себе форма повести и философского трактата. В изобразительном искусстве поиски индивидуального стиля ярче всего проявили себя в скульптурном портрете. Поразительной выразительности достиг портрет. Это видно в серии, которая дошла до нас, статуй Сезостриса III и Аменемхета III. Этот психологический натурализм портрета оказался, однако, тем единственно новым, что отметило искусство Среднего царства.

В зодчестве не было найдено ничего принципиально нового, равноценного стилистическому спецификуму архитектуры Древнего или Нового царств. Как на важнейший памятник указывают обыкновенно на поминальный храм фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри, доступный для изучения лишь по реконструкции.

Тем не менее, ни с точки зрения архитектоники массы, ни с точки зрения пространственного разрешения, ни, с точки зрения построения архитектурного ансамбля в целом. Ничего здесь нет кардинально нового. Храм этот был расположен на прямоугольной террасе, которая была окружена галереей, состоявшей из двух рядов четырехгранных столбов, которые и несут этот антаблемент. А вот в центре террасы на квадратном цоколе стоит пирамида. Вторая, внутренняя галерея состояла из протодорийских восьмигранных колонн. Мотив пирамиды на цоколе, лишь с несколько иными пропорциями, варьирует в общем композицию центральной части в солнечных храмах V династии.

Обновлено 29.08.2011 06:44